Семинар Радха Говинды Прабху
«Садхаво хридайам махйам. Беседа Дурвасы Муни и Господа Нараяны о положении его преданных».
(первая часть лекций...)
Я хотел прочитать из новой книги Шиварам Махараджа, которая называется «Садхаво хридайам махйам». Это замечательная книжка, в которой Махарадж на основе комментариев Вишванатхи Чакраварти Тхакура к нескольким текстам из «Шримад-Бхагаватам» из истории о том, как Дурваса Муни оскорбляет Махараджу Амбариши, дает комментарии к нескольким основным текстам, буквально к 4 ключевым шлокам, в которых Господь Вишну объясняет свое отношение к преданным.
Это известная история, когда однажды Дурваса Муни вместе со всеми своими учениками пожаловал к Махараджу Амбариши. И Махараджа Амбариши совершал санкалпу, он держал обет поста экадаши. И Дурваса Муни, как обычно прибыл во дворец к Махараджи Амбариши в тот момент, когда царь Амбариши должен был бы прервать пост. И это была очень неловкая ситуация, потому что по ведическому этикету хозяин дома не должен ни в коем случае есть перед тем, как не накормит гостей.
И в то же время, так как это был сухой пост, то нужно было его чем-то прервать. И Амбариши Махарадж спросил у своих брахманов, советников: "Что делать в этой ситуации?" Брахман ему тогда сказал. Есть эта шлока, которая Прабхупада цитирует в комментариях к этой истории из «Шримад-Бхагаватам»: «Если кто-то пьет воду, то это и прерывание поста, и в тоже время не прерывание поста одновременно».
Они сказали, что это будет компромиссный вариант, который царь Амбариша должен сделать. И по одной из версий царь Амбариша выпил одну каплю чаритамриты. На самом деле он выпил не просто воду, а каплю чаринамриты. И он прервал пост.
И так как Дурваса Муни обладал очень большой мистической силой, то находясь на реке, где он совершал омовение в это время, он смог понять, что царь Амбариши, как ему показалось, поел перед тем, как он накормит Дурвасу Муни, который был гостем. А гость в ведической культуре атити девата бхаво. Это означает незваный гость, особенно незваный гость неотличен от Верховной Личности Бога.
Хотя Веды при всем при этом объясняют, что эти атити бхагаваны тоже должны соблюдать свою дхарму, дхарму гостя. Есть дхарму у хозяина, который принимает гостя. Но также у гостя есть дхарма, которую он должен соблюдать, находясь в гостях. По сути он тоже воспринимает хозяина, как Бога. И поэтому у него ощущения, что я прихожу к Богу в гости. А у хозяина ощущения, что ко мне Бог пришел в гости.
Одним словом, все закончилось тем, что Дурваса Муни проклинает царя Амбаришу. Вырывает из своих волос прядь, и бросает на землю, читает определенную мантру. Появляется огненный демон, который должен был убить по замыслу царя Амбаришу. И в этот момент Господь Вишну вмешивается в ситуацию, посылает Сударшана Чакру. И она начинает гоняться за Дурвасой Муни по всей вселенной. В начале Дурваса поднимается на Брахмалоку, просит прибежище у Господа Брахмы. Господь Брахма говорит: "Я не могу ничем помочь в этой ситуации". Дурваса затем бежит к Господу Шиве, обращается к нему. Господь Шива говорит: "Я не могу ничем помочь в этой ситуации, но ты должен отправиться к Господу Вишну, которому вайшнавы принадлежат".
И тут начинается интересный диалог между Дурвасой Муни и Господом Вишну. И этот диалог записан в «Шримад-Бхагаватам». Это серия очень красивых шлок, которые преданные должны обязательно прочесть, должны изучить. Вишванатха Чакраварти Тхакур дает очень красивый комментарий к этим шлокам в форме диалога. На самом деле это его стиль. Он комментирует так «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам». Он перекладывает суть того, о чем идет речь в форме диалога. И это тогда очень легко воспринимается.
В своем комментарии к этим шлокам Вишванатха Чакраварти Тхакур дает очень большую надежду преданным, которые являются тенью вайшнава. В первую очередь, чем вдохновляют эти комментарии? Господь Вишну подчеркивает: «Я на самом деле сильно не вижу разницу между продвинутыми своими преданными, непродвинутыми преданными, и между даже преданными, которые пытаются стать преданными, служа моим преданным». Более того, он вообще говорит: "Я даже практически воспринимаю как вайшнавов даже тех людей, которые просто доверяют моим преданным. Они все попадают под волну моей милости. В моих глазах я их вижу, как потенциальных вайшнавов. Они вот-вот станут полноценными вайшнавами".
Я хочу один из текстов прочитать.
Диалог между Господом Вишну и Дурвасой Муни, где эти тонкие моменты вскрываются.
Что думает Верховный Господь о своих преданных? ….